Мои предки - Аршиновы

 

ДЕДУШКА И БАБУШКА (со стороны мамы)

Мой дед, Аршинов Яков Сергеевич, родился в 1896 г., д. Попово, Ивановская обл. Дата смерти неизвестна. Он был обычный крестьянин, работал кузнецом.

В середине 30-х годов он был по доносу репрессирован и отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. Там он и погиб.

В 90-е годы был реабилитирован. Моя мама, Кротова Александра Яковлевна, получила документ, по которому она из дочери врага народа стала дочерью репрессированного.

Аршинов Яков Сергеевич

Аршинов Я.С. (дореволюционная фотография)

Бабушка, Аршинова Дарья Александровна (в девичестве - Кротова), родилась в 1897 году в многодетной семье. Ее сестер звали Мария, Прасковья и Александра. Прожила долгую жизнь, всю жизнь трудилась, и умерла в 1981 году. Бабушку я запомнил, она была уже очень старенькая.

Аршинова Д.А.

Когда деда забрали, бабушка осталась одна с шестерыми детьми. По старшинству - Сергей, Александра, Владимир, Нина и Виталий. Младший Виталий был еще грудным ребенком. Жили голодно, и с таким клеймом - члены семьи врага народа. И всех бабушка вырастила, выучила, все прожили долгую жизнь.

Имя деда внесено в Книгу памяти Ивановской области.

  Книга памяти Ивановской области

Книга памяти: Российская Федерация. Ивановская область. Т. 6: Посвящается 80-летию образования Ивановской области / Адм. Иван. обл., Обл. прокуратура, Обл. упр. ФСБ; Сост.: В. Д. Панов, А. В. Копытов; Редкол: Ю. М. Воронов (пред.), П. Ф. Белов и др.— Иваново: «Ивановская газета», 1997.— 239 с.— 1500 экз.

Также имя деда занесено на сайт жертв политических репрессий. Читать здесь (набрать в поисковой строке имя)

Историческая справка о Беломорканале:

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

 

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых - двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

 

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

 

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

 

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

На канале постоянно работали 100 тысяч заключенных. Смертность была высокой, но число работающих не убывало: на стройку постоянно прибывало пополнение. Главным средством воздействия на строителей стала «котловка» — неравное питание: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньше он получал пищи. Паек заключенного-строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженой рыбы. Впоследствии такой метод стал нормой во всех лагерях ГУЛАГа.

Через горнило строительства было пропущено 126 тысяч человек. Согласно официальным данным, всего за время строительства (1931—1933 г.) в БелБалтЛаге умерло 10 936 заключённых. По другим данным на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек. Гробов умершим не полагалось. Hе полагалось указывать в документах и место захоронения. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…

Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди них и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по пресловутой 58-й статье.

Так как уголовники никогда раньше не работали, всякую работу презирали и трудиться не умели, вполне можно предположить, что основной груз строительства лег на крестьян. Они были самыми работящими, умелыми и — в те времена — самыми многочисленными среди репрессированных.

Среди «каналоармейцев» были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые — Лосев, Лихачев...

Заключенные на строительстве Беломорканала

 

Более подробно о Белбалтлаге написано в Википедии.

 

Рейтинг@Mail.ru